Научный метод
Научный метод предназначен для изучения феноменов, получения новых знаний или исправления и интегрирования уже имеющихся знаний.
Научный метод включает четыре основных последовательных этапа:
- Наблюдение и формулирование вопроса
- Формулирование гипотезы - потенциального ответа на заданный вопрос
- Предсказания (если гипотеза верна, то ...); разработка эффективной методологии для проверки гипотезы
- Проверка гипотезы. Если гипотеза верна, то вернуться в Шаг 2
Научный метод является наиболее надеждным способом получения новых знаний, так как основан на измеряемых доказательствах.
Научные статьи, написанные с использованием научного метода, как правило, являются наиболее понятными, так как нацелены на верификации одной или нескольких четко сформулированных гипотез. Научный метод позволяет запланировать и провести хорошо структурированные эксперименты. Лучшие научные журналы часто требуют, чтобы подаваемые в них статьи были написаны с использованием научного метода.
Пример:
- Вы наблюдаете, что выход изучаемой реакции является слишком низким (например, 30%), что недостаточно для вашей основной задачи. Вы формулируете вопрос - как я могу увеличить выход реакции до 95%?
- Вы проанализировали имеющиеся публикации, теории и свой опыт и выдвигаете следующую гипотезу - увеличение температуры реакции с 25 до 70 oC позволит увеличить ее выход до 95%
- Если гипотеза верна, то увеличение температуры реакции приведет к увеличению ее выхода. Вы разрабатываете методику эксперимента, которая требует проведение реакции при температурах 25, 50, 70 и 90 oC и определение выхода при каждой температуре. Другие условия реакции (концентрации реагентов, время реакции, давление, объем, доступ света, перемешивание и др.) должны поддерживаться постоянными. Для получения достоверных и воспроизводимых данных вам необходимо провести реакцию при каждой температуре минимум 3 раза.
- Вы проводите эксперимент, рассчитываете средний выход реакции при каждой температуре и строите график "выход реакции = f (температура реакции)". Далее вам необходимо решить, верна ли выдвинутая гипотеза. Если возможно, вы корректируете гипотезу и делаете другое заключение (например, наибольший выход реакции был достигнут при 90 oC)
Данный эксперимент имеет 3 основных группы переменных:
независимая - температура реакции
зависимая - выход реакции
контролируемые - концентрации реагентов, время реакции, давление, объем, доступ света, перемешивание и любые другие условия, которые могут оказать влияние на выход реакции.
Интерактивная лекция "Введение в научный метод", разработанная сотрудниками лаборатории "Экология биосферы" Центра физико-химических методов исследования и анализа Казахского национального университета им. аль-Фараби.